Давным-давно, до появления славного Каркассона, на равнинах хозяйничали тигры, в озёрах было полно рыбы, а леса изобиловали грибами и ягодами. В те далёкие времена жило в долине племя охотников и собирателей, чьи потомки, спустя много веков, возвели красивую и величественную крепость.
То было время великих открытий и смелых экспериментов: люди приручили огонь, научились изготовлять орудия труда и оружие, строить дома. Зарождалось совершенно новое общество со своими законами и обычаями. Многое из придуманного мы используем до сих пор, немного изменив под свой уклад жизни. В игре, как в жизни: берём лучшее, модернизируем и претворяем в жизнь…
Внутри небольшой коробочки находятся картонные тайлы, мешочек с деревянными компонентами, трек очков и буклет правил. Первобытный воздух скрыт под знакомым органайзером, используемым во всей серии Каркассон.
Племя каждого игрока состоит из 6 фигурок соплеменников и 2 хижин своего цвета. Всего в первобытном мире может проживать 5 сообществ одинакового состава. 10 зелёных дисков предназначены для пометок в конце игры и в повседневной жизни игроков участия не принимают.
Всего в коробке находится 96 двусторонних тайлов: стандартные участки местности, на рубашке которых обозначена буква "К" (слева на фотографии выложен стартовый квадрат, отличающийся цветом заливки буквы), дополнительные тайлы с рисунком самородка (справа вверху), двусторонние жетоны с числами "50" на одной стороне и "100" - на другой.
На 76 квадратах изображены три типа местности: лес, низина, водные просторы. В некоторых озёрах плещется рыба, по равнинам разгуливают животные, а в горах поблескивают самородки.
Дополнительные 12 тайлов содержат специальные значки и экзотических животных, о назначении которых я расскажу в обзоре.
Трек очков, отмеряющий набранные игроками победные баллы, выполнен на плотной прямоугольной картонке и оформлен в "Охотничьем" стиле игры.
На охоту в Каркассон.Примечание: правила игры "Охотники и собиратели" очень схожи с базовыми правилами "Каркассона", которые я подробно рассмотрел в первом обзоре данного раздела. "Охотники и собиратели" - вариант базовой версии с некоторыми изменениями, которые, на мой взгляд, улучшили игру и сделали её интереснее.Выложите в центре стола стартовый тайл, отделите 12 квадратиков с самородком, перемешайте и разместите неподалёку картинкой вниз. Оставшиеся тайлы территории смешайте и расположите в зоне досягаемости игроков (для удобства можно создать несколько стопок).
Каждый игрок получает 2 хижины и 6 фигурок своего цвета. Одного человечка необходимо расположить на "нулевом" делении трека очков. Зелёные диски пока отложите в сторону - они понадобятся только при итоговом подсчёте.
Рядом с треком разместите жетоны "50/100". Они необходимы только для упрощения подсчёта очков: пробежав круг (49 очков), фишка идёт на новый, а игрок выкладывает перед собой жетон с цифрой "50". Пройдя второй круг, необходимо перевернуть квадратик стороной "100" вверх.
В свой ход игрок берёт один тайл и располагает его на поле, присоединив к ранее выложенным. Необходимо, чтобы реки перетекали в реки, низины продолжали низины, а леса пополнялись новыми деревьями. На размещённый тайл можно (по желанию) выставить одну фишку из личного резерва. Перемещать ранее выставленные фигурки по полю запрещено (аналогично игре Каркассон).
Фигурка, выставленная на реку, становится Рыбаком. В нашем примере синий игрок, взяв удочку, расположился на берегу живописного потока. Водные просторы напоминают городские дороги и площади, а Рыбаки - Разбойников из Каркассона.
В лесу ищут грибы и ягоды Собиратели. Леса аналогичны замкам из Каркассона и завершаются по аналогичному принципу. В нашем примере красный игрок, взяв лукошко, отправляется за грибами, став Собирателем.
Охотники ведут свой промысел на равнинах, низко пригибаясь к земле и выслеживая добычу. Видимо поэтому фигурки Охотников располагаются на тайлах низин плашмя и остаются там до конца игры, греясь на солнышке. Если вы играли в Каркассон, то без труда определите, что Охотники и Крестьяне очень похожи.
Помните, что выставлять двух соплеменников на один и тот же тип местности нельзя! Тем не менее, в ходе игры при объединении разрозненных участков местности, несколько фигурок могут делить одну и ту же территорию - это не воспрещается.
Хижина выставляется либо на озеро, либо на участок реки и находится там до окончания игры. Кстати, хижина и рыбаки могут соседствовать на одном участке реки, а вот две хижины - нет.
Как только игрок завершит реку (оба конца закончатся либо в озере, либо начнутся в роднике), рыбак снимается с поля, а каждый сегмент реки приносит по 1 очку. Также по 1 очку приносят рыбы, обитающие в озёрах завершённой реки.
Если несколько Рыбаков и Собирателей претендуют на один и тот же участок реки или леса, то очки получают либо большинство человечков одного цвета, либо (если количество фигурок равно) все игроки в полной мере (очки между оппонентами не делятся).
В нашем случае синий игрок приносит своему владельцу 4 очка: три - за реку и одно - за рыбу в озере.
Собиратели, обойдя завершённый лес, приносят по 2 очка за каждый сегмент леса. В нашем примере красный Собиратель приносит хозяину 10 очков. Помимо этого, если в лесу есть гора с самородком, то игрок, достроивший лес, берёт один бонусный тайл из отдельной стопки и немедленно размещает его на поле.
Обратите внимание: бонусный тайл получает именно тот игрок, кто своим действием завершил лес. При этом не обязательно, чтобы в этом лесу находились его Собиратели.
Постепенно Рыбаки и Собиратели снимаются с поля, принося победные очки и продвигая фишку по треку, а Охотники и хижины остаются на квадратах и ждут своего часа. Как только все основные тайлы земли будут размещены, происходит итоговый подсчёт.
Хижина, контролирующая водную систему, приносит по 1 очку за каждую рыбину. Например: жёлтый игрок получает 3 дополнительных очка за всех рыб в озёрах системы. Охотники приносят по 2 очка за каждое животное (кроме тигров) на подконтрольной им низине (территория, огороженная со всех сторон или водой, или лесом). Например: зелёный игрок получает 2 дополнительных очка за оленя.
Один тигр съедает одного оленя, при условии, что они оба находятся в одной и той же низине. Для упрощения подсчёта служат зелёные диски - ими накрывают пары "тигр-олень".
Бонусные тайлы добавляют зубров и позволяют получить за них Охотнику дополнительно 2 очка (левый верхний тайл). Тигры бегут от пожара из данной низины, позволяя игроку получить все очки за оленей (правый верхний тайл). Грибы добавляют Собирателю дополнительно 2 очка за законченный лес (левый нижний тайл).
Если игрок выставил своего Охотника в святилище, то только он получит все призовые очки за зверей, даже в случае меньшинства или равенства его фигурок на данной территории (правый нижний тайл).
Победителем становится игрок, набравший больше всех победных очков.
Дополнение Разведчик.К "Охотникам и собирателям" выпущено небольшое дополнение "Разведчик", состоящее из 5 тайлов и одностороннего листа с правилами. Это специальные квадраты, имеющие индивидуальную рубашку в виде шамана племени. В начале игры необходимо перемешать эти тайлы и выдать каждому игроку по одной картонке взакрытую (по 2, если играете вдвоём).
Владелец шамана выкладывает тайл открыто перед собой и во время игры может снимать с незавершённой территории одну фигурку с поля в запас, не получая при этом призовых очков. Остальные тайлы могут быть сыграны в свой ход вместо стандартного участка местности. При этом необходимо поставить на специальный тайл свою фигурку (в противном случае сыграть его нельзя).
Разведчик, лодочник, охотник, земледелец - каждый из них имеет свойства, подробно изложенные в справочном листе. Например: охотник принесёт своему владельцу дополнительные очки за обе низины, соединённые мостом. Медведь засчитывается за 2 победных очка.
Пособирав и поохотившись."Охотники и собиратели" и "
Каркассон" - практически одна и та же игра, только в различном оформлении и, несомненно, с некоторыми изменениями, связанными с подсчётом очков. При этом в "Охотниках и собирателях" изначально внедрены некоторые наработки из дополнений к базовой версии "Каркассона", а также добавлены звери и рыба, приносящие бонусы. В связи с этим впечатления мои очень схожи с впечатлениями от "
Каркассона", но…
Если сравнивать базовую версию и "охотников", то интереснее гоняться за мамонтами, чем строить крепости. Дело в том, что животные и хижины существенно оживляют игру и превращают спокойный пасьянс в достаточно жёсткую конкуренцию между игроками за территорию. В "Охотниках и собирателях" больше тактических решений, острее конкуренция. Тем не менее, если играть в "Каркассон" с 2-3 дополнениями, то он "на голову" выше "охотников", так как имеет больше вариантов развития событий.
Несомненный "плюс" оригинального "Каркассона" - возможность его расширения за счёт большого числа вышедших дополнений. Но если вы не желаете тратить деньги на расширения и хотите иметь на полке одну коробку из серии, то остановите свой выбор на "Охотниках и собирателях". В первоначальном варианте она, на мой взгляд, гораздо интереснее "Каркасона".
Выбор, безусловно, за вами, и оба варианта достойны внимания. Одно могу посоветовать - иметь обе игры в коллекции лично я не вижу смысла. Либо вы ставите на полку "Охотники и собиратели" и довольствуетесь "тем, что есть" без возможности расширить и разнообразить игру. Либо останавливаете свой выбор на "Каркассоне" и постепенно наполняете его дополнениями, внося в игру остроту и новые впечатления. Оба варианта хороши.