Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Русские железные дороги. Будни магната

Обзор № 771 от 06.10.2014, 8966 просмотров
Современную жизнь невозможно представить без железных дорог - эти транспортные артерии протянулись во все отдалённые уголки мира. Под стук колёс транспортные компании перевозят тонны разнообразных грузов, миллионы пассажиров спешат по своим делам, наблюдая за проплывающими мимо пейзажами, современные скоростные локомотивы позволяют за несколько часов преодолеть расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга. Но было время, когда про железные дороги никто не знал... Сегодня на Розовом диване - железноиндустриальная настольная игра «Русские железные дороги».


Более ста лет назад железнодорожные пути сооружались исключительно на рудниках для перевозки породы. Вначале рельсы делали из дерева, а вагонетки приводились в движение конной тягой. Лишь в 1788 году в Петрозаводске был построен первый «Чугунный колесопровод» с металлическими направляющими. Можно считать, что именно с этого момента началась эпоха современных железных дорог. Немаловажную роль сыграло изобретение локомотивов - технический прогресс шел в ногу со временем, и вскоре по рельсам устремились паровые машины, увлекая за собой составы из пассажирских и грузовых вагонов. Постепенно железные дороги стали неотъемлемой частью повседневной жизни...


Внутри небольшой прямоугольной коробочки достаточно тесно - компоненты занимают практически всё свободное пространство, включая полости под органайзером. Комплектация богатая: солидный мешочек с деревянными фишками, множество картонных жетонов, игровые поля, карточки и памятки игроков. Буклета «Правил» игры нет - есть книга «Руководство по эксплуатации».


Каждый железнодорожный магнат получит двустороннюю памятку по подсчёту очков, который, на мой взгляд, несколько замысловат.


В игре используется по четыре карточки «расписаний» и «начальных бонусов», пять специальных карт с символом «вопроса» и десять «финальных бонусов». Оформление выполнено в едином стиле, значки информативны, и уже после первого хода соперники будут знать «что здесь к чему».


Планшеты соперников во время игры будут модифицироваться при помощи картонных накладок «переоценка» и «медаль Киевского направления». Цель игроков - набрать как можно больше победных очков, поэтому маркер успешного железнодорожного магната может сделать не один круг по треку. Для учёта количества пересечений финишной черты используются специальные жетоны от «100» до «400». Множители «2х» позволяют удвоить некоторые результаты, приближая игрока к победе. 

Развитие железных дорог немыслимо без денег - картонные «рубли» пригодятся при выполнении некоторых действий на игровом поле. Чтобы добавить остроты в игру, во время последнего раунда игры на трек «Расписания» располагается специальный тайл дополнительного действия.


28 жетонов семи видов (по 4 каждого типа) дадут своему владельцу бонусы, которыми можно воспользоваться только один раз за игру. Подробное описание всех значков приведено на последних страницах «Правил эксплуатации».


Железная дорога немыслима без обслуживающего персонала - пятнадцать инженеров готовы поработать на благо вашей железнодорожной империи. Тайлы разделены на два типа «А» и «Б» и будут вводиться в игру согласно алфавиту. Примечательно, что двух одинаковых сотрудников нет.


Поезда за свою историю претерпели множество изменений, в игре соперникам также предстоит модернизировать свои локомотивы до девятого уровня. Чем выше уровень, тем больше очков принесут построенные пути. На обратной стороне паровозов изображены заводы, приносящие бонусы на треке индустриализации.


В состязании за право получить «Золотой костыль» может принять участие до четырёх игроков, каждый из которых получит комплект из семи железнодорожников и двух служебных фишек своего цвета. Бирюзовые разнорабочие и чёрный стрелочник достанутся самому прозорливому игроку. Соперники будут строить пути при помощи сорока восьми деревянных рельс пяти цветов, а отмечать достижения индустриализации предлагается фиолетовым шестигранником. 


Основные события игры развернутся на прямоугольном поле с множеством локаций, «биржей труда» для инженеров, треком очерёдности хода и дорожкой победных очков.


Не менее напряжённо будет на планшетах соперников, которым предлагается построить три железнодорожных трассы и развить промышленность. Обратите внимание: для удобства наверху планшета напечатана полоска цвета игрока.

Положив начало магистрали.


Подготовку к игре начните с общего поля, на котором размещаются тайлы инженеров железной дороги.


Инженеры с литерой  «Б» перемешиваются и выкладываются слева на выделенные места яркой стороной вверх. Две карточки с литерой «А» располагаются горизонтально светлой стороной вверх, один сотрудник из этого же отдела - вертикально, но тёмной стороной к игрокам. Задействованы будут не все персонажи, излишки убираются в коробку.


Карты с «вопросом» выложите рядом с полем картинкой вверх, на некоторые необходимо разместить жетоны и фишки - это бонусы, которые желательно зарабатывать игрокам. Тайл последнего раунда и призовые жетоны, рельсы и паровозы (рассортированные по стопкам) располагаются в пределах досягаемости соперников. 


Теперь обратим внимание на индивидуальные планшеты. На стартовые позиции трёх треков магистралей выставляются чёрные маркеры рельс, фишка индустриализации занимает стартовую позицию на своём треке.

Железнодорожный магнат берёт памятку, тайлы «пересчёт», «медаль Киевского направления» и семь различных жетонов с символом «вопроса». Также под его командование поступает пять сотрудников (остальные две фишки кладутся в резерв рядом с полем). Расположите на Транссибирской магистрали паровоз под номером «один».

Затем определите первого игрока, который... ничего не получает. Зато все остальные, начиная с последнего, могут выбрать себе одну бонусную карточку и получить соответствующий поощрительный приз. 

Осталось совсем немного до начала игры...


Одна фишка - маркер игрока располагается на треке очередности ходов в соответствии с порядковым номером, а вторая...


... - на стартовой позиции трека победных очков. На этом подготовка закончена, можно приступить к строительству.


В свой ход каждый магнат выполняет одно действие по своему выбору, пока не спасует. Начнём с размещения фишек железнодорожников из запаса в свободные локации игрового поля. Каждая локация позволяет выполнить определённое действие и требует заданного количества фишек для активации. 


Большинство действий сводится к передвижению фишек рельс по трекам индивидуального планшета. Цвет рельса указан в локации (как вы помните, существует пять расцветок). Некоторые позиции в дополнение к фишке обязывают игрока заплатить одну монету. Кстати, монета может заменить одну фишку. К сожалению, потраченные деньги в конце раунда хозяину не возвращаются (в отличие от фишек).


Обратите внимание: на поле существует одна локация, в которую соперники могут устанавливать фишки даже в том случае, если она занята предыдущими игроками.


Продвигаясь по треку, игрок получает дополнительные фишки рельсов определённого цвета, железнодорожников из общего резерва и бонусные накладки на поле. Всё это позволит, впоследствии, получить победные очки.


При передвижении фишек рельсов есть один нюанс - обгонять впереди идущий маркер запрещено, также необходимо соблюдать очерёдность цветов, указанную в правом верхнем углу планшета. Например, белая фишка всегда будет последней в цепочке. 

Примечание: на фотографии, для наглядности, приведён вымышленный пример.


Без локомотивов нет смысла строить железнодорожные пути - поставив фишку в локацию, игрок берёт тайл паровоза с наименьшим доступным номером и располагает его у себя на планшете напротив одной из магистралей.


Любой локомотив можно модернизировать, а также использовать в качестве завода на треке индустриализации (обратная сторона тайла). Как и с паровозами, на это необходимо потратить действие. Тайлы выкладываются в ячейки поля слева направо без пропусков. Игрок получит бонус, указанный на картонке, только тогда, когда фишка индустриализации остановится в данной локации. Обратите внимание - тайлы заводов продолжают трек индустриализации планшета.


Активируя локации на поле можно передвигать фиолетовый шестигранник по треку индустриализации. Для этого, по традиции, вновь понадобятся фигурки железнодорожников.


Три специальных локации позволят получить двух дополнительных «одноразовых» рабочих, заработать денег или получить тайл «множителя» очков.


Светлые ячейки инженеров используются как обычные локации игрового поля. Один тайл, расположенный справа, можно купить за монету (нанять сотрудника). В таком случае инженер поступает в распоряжение игрока и располагается рядом с планшетом светлой стороной вверх. Тем самым железнодорожный магнат получает индивидуальную ячейку действия, которую не могут занять оппоненты (для активации также требуются фишки железнодорожников).


Очерёдность хода (расписание) можно изменить, зарезервировав под себя место на следующий раунд. Бронировать разрешается только две первых позиции. В любом случае, даже если никто из соперников не выставил свою фишку в данную локацию, очерёдность хода меняется: фишки сдвигаются вправо и последний становится первым.


В последнем (завершающем раунде) на поле располагается накладка с дополнительным действием, позволяющим передвинуть фишку индустриализации. У фишек железнодорожников, расположенных на треке расписания, есть особое свойство: после того, как все спасуют и очерёдность будет изменена, владельцы фигурок могут расположить их на любые свободные ячейки действий. Таким образом, игрок как бы совершает одной фишкой два действия в один ход.

Итак, основное поле позволяет передвигать фишки рельсов и маркер индустриализации по треку, получать паровозы и заводы. Всё это влияет на индивидуальный планшет, согласно которому в конце каждого раунда соперники подсчитывают победные очки.


Как вы уже заметили, верхняя (Транссибирская) магистраль самая длинная, и на ней можно использовать одновременно два паровоза, сумма чисел их мощности складывается. На всех остальных направлениях - только по одному локомотиву. Для чего же нужны поезда (ведь фишки рельсов можно передвигать независимо от мощности паровоза)?

Дело в том, что некоторые локации на планшете приносят бонусы только в том случае, когда фишка достигнет данной отметки и мощность паровоза «добивает» до данной клетки. Например: паровоз с силой «4» приносит бонус только с клеток «0-4».


Во время игры маркеры активируют некоторые локации, которые позволяют использовать один жетон с «вопросом» из резерва либо положить на поле бонусные накладки, приносящие дополнительные очки. Так как жетоны одноразовые, то использованный кругляшок располагается в ячейке планшета и не задействуется до конца игры.


Например, с помощью жетонов можно получить одну карточку с бонусом, лежащую рядом с полем (помните, при подготовке к игре мы расположили рядом с полем пять карточек с вопросом). 


Дополнительные карточки финальных бонусов можно также получить, активировав завод на треке индустриализации.


Как только соперники выполнят все запланированные действия и спасуют, наступает промежуточная фаза подсчёта очков, в которой всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Очки начисляются за каждое направление в отдельности в зависимости от расположения рельсов и мощности локомотива. 
Бонусы приносят только те клетки, до которых «добивает» паровоз, остальные не считаются. 

Ценность клеток на пути, пройденных фишками, определяется по таблице, расположенной в правом верхнем углу планшета (не забывайте, что там можно разместить бонусную накладку, которая увеличивает стоимость). При подсчёте также учитываются «звёздочки» под делениями трека (только в том случае, если до них «добивает» локомотив), а также размещённые в локациях жетоны удвоения. Не забудьте про положение маркера трека индустриализации.


После подсчёта очков тайлы инженеров сдвигаются вправо и становятся доступными новые действия. При этом крайняя левая позиция служит счётчиком раундов - как только последний тайл сотрудника расположится на крайней правой позиции, начинается заключительный раунд игры (расположите накладку на поле в локации расписания).


При итоговом подсчёте учитываются заработанные игроком победные очки на треках магистралей, карточки финальных бонусов и нанятые инженеры. С инженерами есть одна тонкость: сложите ценность каждого сотрудника (указана цифрой справа), сравните результаты с соперниками и в зависимости от «места» получите бонус (указан на поле).

Итоговый результат определяет самого успешного железнодорожного магната, который получает золотой костыль, фуражку стрелочника и билет на поезд до Воркуты в один конец.

Под стук колёс РЖД...


Игра на «прокачку» треков и размещение рабочих для подготовленных игроков. Правила изложены очень подробно, поэтому приступить к прокладыванию дорог можно буквально через 20 минут после перелистывания первой страницы «Руководства по эксплуатации». Единственная сложность, с которой, скорее всего, столкнутся соперники во время первой партии, это подсчёт очков, который потребует предельной внимательности. Необходимо учитывать паровозы, звёздочки, трек индустриализации и дополнительные бонусы. Во время нашего первого семейного знакомства с игрой данный процесс отнял достаточно много времени.

Качество изготовления игры на высоте - жетоны без усилий отделяются от картонных оснований, полиграфия выполнена в спокойных тонах, некоторые иллюстрации инженеров вызывают улыбку. Да и коробка порадовала - места внутри упаковки как раз хватает для удобного размещения компонентов. Ещё один положительный момент: предельно информативные значки в локациях и на тайлах. Даже во время первой партии вам не понадобится справочник по возможным действиям, которых, несмотря на количество, оказалось не так уж много.

Для семейного вечера с детьми данную игру я бы не рекомендовал, для подобных целей лучше всего подойдёт более простая «настолка» на выставление фишек, например «Фреска» (рекомендую с дополнением). Но если вы захотите интеллектуально провести время с друзьями, то «Железные дороги» отлично подойдут для вашей компании. Тут есть место планированию, достаточно оригинально реализована связка «паровоз-продвижение рельсов», есть возможность отыграться в случае ошибок. 

Плюс - атмосфера железной дороги с её «вечным» строительством новых путей. Ах, да, и это вам не «Чикаго экспресс» с его «паровой биржей», готовой лопнуть в любой момент времени, а стабильные Русские пути сообщения, которые необходимо строить и строить, без особого риска потерять всё в один момент! Вдвойне приятно, что «Мир Хобби» обратил внимание на эту интересную игру и локализовал её. 

Взаимодействие между игроками существует только на уровне «опередил и занял локацию», повлиять на планшет соперника невозможно, поэтому каждый копается в своей «песочнице». Это не «плюс» и не «минус» - это особенность игр данного направления. Лично мне подобные механики нравятся, а то - создашь свою империю, налетят «татары» и всё испортят. А тут - всё красиво и зависит от самого игрока. Одним словом, спокойный евро-стиль...

Игра предоставлена для обзора магазином "Hobby Games", продавцы которого проконсультируют и помогут в выборе интересующего вас товара.
Комментарии (1)
У меня чего то игра эта на игротеке не пошла(
Павел Керчь   |   02.02.17
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр